Те, кто хоть один раз увидел гонки на мотоциклах по льду, запомнят это зрелище навсегда. К сожалению, география таких состязаний ограничена. Ведь для гонок на льду требуются соответствующие условия погоды, которые позволят образовать на трассе довольно крепкое и толстое ледяное покрытие. Неспроста гонки по ледяным дорогам популярны в странах, занимающих северные территории. Считается, что эти соревнования появились в скандинавских странах, где в двадцатые годы прошлого века уже были проведены первые ледяные гонки. Тогда они носили развлекательный характер, а не спортивный.
Развитие гонок на льду
Однако в сороковые годы вместе с увеличением популярности мотоциклетных гонок на гаревой дороге, ледовые гонки стали стремительно развиваться. С течением времени их выделили в самостоятельный вид мотоспорта в странах Северной Европы. Состязания проводятся на эллиптическом треке, имеющим ледяное покрытие. Зачастую это такой же трек, который применяется для гаревых гонок.
Бывают соревнования, которые проводятся на озерах с довольно плотным ледовым покрытием. Правила гонок на мотоциклах по льду не отличаются от правил соревнований в классическом спидвее. Состязания проходят на трассе протяженностью от 260 до 425 метров. Мотоциклы едут против часовой стрелки.
Зимой в 1939 году впервые прошла презентация на льду специально оснащенного мотоцикла в Советском Союзе. В то время в перерыве соревнований между конькобежцами мотоциклист с уверенностью проехал по льду несколько кругов, проходя сложнейшие повороты. Через год были организованы первые состязания. В 1959 году был проведен первый союзный чемпионат по ледовым мотогонкам. А еще через год были организованы представительные соревнования на международном уровне с участием чехословацких, финских и шведских спортсменов.
Увеличение интереса к ледяным мотогонкам привело к тому, что уже в середине шестидесятых годов Международная федерация мотоциклетного спорта провела первый чемпионат мира среди самых профессиональных гонщиков. Командное первенство в мире каждый год проводится, начиная с 1979 года. Также есть соревнования и по индивидуальному первенству Европы. В таких гонках доминируют обычно русские спортсмены.
По общему числу наград в чемпионатах командного типа в мире неизменно первенство одерживают российские мотоциклисты, второе место занимают шведы, за ними идут австрийцы и немцы. В индивидуальных зачетах мировых чемпионатов первые также россияне, за которыми идут спортсмены Чехии, Швеции, Финляндии, Австрии и Германии.
Какие мотоциклы используют на льду?
Мотоциклы, используемые для ледяных гонок, отличаются от стандартных гоночных мотоциклов, предназначенных для спидвея. Здесь на двигателях на метаноле предусмотрено два клапана, а не четыре. Моторы имеют объемы 350, 125 или 500 кубов. У мотоциклов низкая плоская рана, немного удлиненная, топливный бак имеет объем 2-4 литра. На каждом колесе есть подвеска, никаких обтекателей нет.